Вернуться к алгоритму -> Шаг 4. Собираем идеи для предстоящей работы
Деловая игра «Я – пятиклассник»

Время проведения: начало сентября (желательно не позднее третьей недели).
 
Цель: знакомство с пятиклассниками, определение «общего лица» класса, поиск путей для лучшей адаптации в среднем звене.
 
Участники: учащиеся 5-х классов, их классные руководители и учителя начальной школы, которые выпускали пятиклассников.
 
Организаторы: директор, зам. директора по УВР, зам. директора по воспитательной работе, психолог, библиотекарь, педагог-организатор детского коллектива (вожатый), учитель музыки, учитель ИЗО.
 
Условия проведения: количество станций определяется количеством классов; время работы на станции 15–20 минут; учитывается время перехода класса со станции на станцию; технология работы каждой станции зависит от проблемы, которую решает данная станция, возраста ребят с учетом включения каждого ребенка индивидуально или через микро-группу в работу.
Обязательны стартовый и итоговый сбор всех участников деловой игры. На стартовом сборе ребятам объясняют условия, вручают маршрутные листы, возможны творческие приветствия педагогов, старшеклассников, класса классу.
На итоговом сборе выступают ведущие станций. Подводятся итоги, пресс-центр представляет и озвучивает репортажи со станций, с залом проводится игра или песенный час, где исполняется песня о школе или гимн школы.
 
Перечень станций: «Директорская», «Учебная», «Я и коллектив», «Музыкально-рисовальная», «Библиотечная».
На каждой станции ребята работают с ведущим по определенному плану, а их классный руководитель и учитель начальной школы отвечает на определенный вопрос (по одному на каждой станции):
  • Что вам нравится в ваших пятиклассниках?
  • Что вас в них настораживает?
  • Особенность вашего класса, в чем она заключается?
  • Что нужно сделать для лучшей адаптации ваших ребят к условиям средней школы?
  • Чем может помочь первый учитель своим пятиклассникам в период адаптации?
  • Ваши пожелания учителям, работающим с вашими ребятами в пятом классе.
     
    Станция «Директорская»
    Ведущий – директор школы.
    Директор представляется, приветствует ребят, рассказывает о себе и предлагает каждому представить себя директором школы, и продолжить фразу: «Если бы я был директором, ….».
    Свои ответы ребята сдают в пресс-центр (пресс-центровцы – учащиеся старших классов).
     
    Станция «Учебная»
    Ведущий – завуч школы.
    Завуч школы встречает ребят, представляется, предлагает сесть в круг и, передавая друг другу, как эстафетную палочку, учебную ручку, ответить на вопрос: «Зачем я хожу в школу?».
    Затем ребятам предлагается, передвигаясь в «свободном полете» по классу, ответить на вопросы или продолжить предложения, записанные на отдельных листах: «В нашем классе меня больше всего радует …», «На уроках я люблю …», «Мой любимый предмет, это …», «В хорошей школе всегда …», «Я думаю, что нельзя прожить жизнь без …», «Для меня школа, это …», «Я хочу, чтобы мой учитель был …», «Как тебе нравится, когда тебя называют по имени или по фамилии …», «Какие оценки ты надеешься получать в пятом классе …».
    В заключении завуч приглашает ребят в круг и объясняет, что без взаимодействия и взаимопомощи на уроках трудно, а поэтому, учиться взаимодействию необходимо. В виде упражнения предлагает игру «Монетка на счастье». С пальца на палец, без какой-либо помощи ребята передают по кругу друг другу монетку. Если монетка падает, всё начинается сначала.
     
    Станция «Я и коллектив»
      Ведущий – заместитель директора по воспитательной работе или педагог-организатор детского коллектива и психолог.
      Цель – изучить уровень сформированности коллектива (показатели по А.Н.Лутошкину) .
      I этап: встреча ребят, приветствие, приглашение в круг. Проводятся игры:
    • энергетическая змейка (ребятам предлагается, прикоснувшись ладонью друг к другу, передать частичку своего тепла. В итоге получается замкнутый круг. Ребятам предлагается произнести фразу: «Мы вместе и нам хорошо!»);
    • передавая по кругу, как эстафетную палочку, любой предмет, ребята называют свое имя;
    • комплимент – момент (передавая по кругу «комплиментинку» (любой предмет), ребята говорят комплименты соседу).
    • II этап: игра «Альпинисты».
      Класс делится на две группы: первая – «скалы», вторая – «альпинисты».
      «Скалы» ребята встают в шеренгу, крепко держась, сцепив руки в локтях. Шеренга выстраивается вдоль черты (носки ног практически на черте). «Альпинисты» должны по одному, цепляясь за «скалы», не наступая на черту и не выходя за нее, перебраться с одного конца шеренги («скалы») на другой. Затем роли меняются.
      III этап: ребята делятся на четыре группы. На доске – уровни развития коллектива изображены в виде горы («Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел»). Ведущий комментирует уровни и предлагает ребятам обсудить вопрос, на каком уровне развития коллектива находится их класс и нарисовать флажок на том уровне, на котором, по их мнению, находится их коллектив. Затем группам предлагается определить, что необходимо сделать в классе, чтобы подняться на более высокий уровень.
      Пресс-центр фиксирует на специальной заготовке расположение каждого класса на шкале-горе и собирает в «рюкзак» предложения ребят по развитию коллектива. Затем общая гора и «рюкзак» будут представлены на итоговом сборе.
     «Песчаная россыпь»
    Присмотритесь к песчаной россыпи – сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет его по площадке. Дунет ветер посильней, и не станет россыпи.
    Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, чтобы что-то «сцепляло», соединяло дюжей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу.
    «Мягкая глина»
    Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера, педагога – организатора дела, этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие, но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Больше того, когда мягкая глина окажется в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы.
    В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы.
    Скрепляющим звеном еще являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные – доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного организатора пока нет, или ему трудно себя проявить, так как по-настоящему его некому поддержать.
    «Мерцающий маяк»
    В штормовом море маяк и опытному и начинающему мореходу приносит уверенность: курс выбран правильно, «так держать!» Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь. Я готов прийти на помощь».
    Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание - это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители» маяка, те, кто не дает погаснуть огню, - организаторы, актив.
    Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям у некоторых членов группы. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем классе, но и в целом в школе. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.
    «Алый парус»
    Алый парус – символ устремленности вперед, не успокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу «один – за всех, все – за одного».
    Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника - знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью, и они бескорыстно оказывают ее.
    У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Группа живо интересуется, как обстоят дела в других группах, соседних классах, отрядах. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят.
    Хотя группа и сплочена, но бывают такие моменты, когда она не готова идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено.
    «Горящий факел»
    Горящий факел – это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это еще не все.
    Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя первые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя группы, которым нужна помощь и твоя крепкая рука. Настоящий коллектив тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим.
     
    Станция «Библиотечная»
    Ведущий – библиотекарь школы.
    Ребятам предлагается ответить на вопросы анкеты:
    Станция «Музыкально-рисовальная»
    Ведущие: учитель музыки и ИЗО.
    Учитель музыки представляет ребятам старшеклассников, которые рассказывают им о том, что такое «орлятский круг» и исполняют попурри из песен о своей школе.
    Пятиклассникам предлагается разучить главную песню о школе или Гимн школы, если таковой официально зарегистрирован.
    Затем, разбившись на четыре группы, ребята вместе с учителем ИЗО, рисуют свою школу, а на «кирпичиках фундамента» (каждой группе (ребенку) дается отдельный лист – кирпичик) пишут пожелания: «Я хочу, чтобы в школе было …».
    Пресс-центр обобщает информацию каждого класса и, в итоге, на общем стенде, выкладывает общий фундамент, над которым располагает все рисунки с изображениями своей школы. Лучшим будет признан тот рисунок, который соберет наибольшее количество знаков внимания (подписи, сердечки, цветочки и т.п.).
     
     
    Использованы материалы Романенковой С.П., к.п.н., заместителя директора
    ГБОУ "Школа № 69 имени Б.Ш.Окуджавы", г.Москва